добавить в избранное
регистрация
рассылка новостей
карта сайта
    Проекты • «статьи»
архив новостей
предложения
проекты
о нас
пресса
актерская база данных

Борис Казаков
Художник-аниматор



Андрей Прикотенко
режиссер



Дмитрий Светозаров
кинорежиссер, сценарист


 



статьи
"Мы все политики". Интервью Екатерины Ефремовой с Антоном Адасинским//Совершенно Секретно - Версия в Питере. - 2003. - ≤6. - 17 февраля.

Антон Адасинский. Бывший мим полунинских ²Лицедеев⌡, шоумен и хореограф рок-группы ²АВИА⌡, создатель и руководитель неофольклорной группы ²Дерево⌡, в прошлом сезоне оказался на государственной сцене Мариинского театра. Петербургский персонаж андеграундной культуры выступил в роли Дроссельмейера в проекте Михаила Шемякина ²Щелкунчик⌡ Чайковского (хореография Кирилла Симонова). В конце февраля, как гласили слухи, он вновь должен был выступить в той же роли, но уже в мировой премьере . балете Сергея Слонимского ²Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство⌡. Однако до сего момента никаких известий из Мариинского театра у потенциального танцовщика нет.
    Тем не менее почитатели смогут увидеть в начале апреля новый спектакль Адасинского ²Острова в океане⌡, который будет показан в рамках фестиваля ²Золотая маска⌡ в двух столицах. А пока. философские размышления о прошлом, настоящем и времени...


....Я себя помню фрагментарно. Мозг сохранил те элементы, из которых строится странное здание моей работы, моей функциональности как актера, режиссера и танцовщика. Насиловать себя, вытаскивать то, что уже стерто, убрано в дальний ящик, наверное, не стоит. Помню не все. Какие-то вспышки. Вчерашний день забывается, а события вековой давности вспыхивают, как только что произошедшие. Для меня моя жизнь за последние двадцать лет . единый клубок времени. Леня Лейкин и Жанна Агузарова . тогда, самолет из Берлина . теперь, все одна секунда. Какая секунда... Миг! Почему это происходит?
    Вопрос многослойности времени . горячая тема в физике. У многих наций и культур отношения со временем совсем не такие, как у нас. В Мексике время склеивается в одно кольцо, и понятия прошлого и будущего отсутствуют в принципе. Важна яркость.
    Одно из упражнений ²Дерева⌡ . прожить один день как твой отец, воплощая в себе только мужское начало. Другой день . как мать. Смотреть на мир глазами матери, отца, пытаться смешивать это в разных долях. Пытаться найти свою функциональную унисексную пропорцию.
    Потому что меня не устраивает предложенное мне тело или мое ²попадалово⌡ в это время на эту планету. Мне хочется прожить еще и другие жизни. Возможности есть, тем более у актера.

. Вы говорите о технологиях сценического перевоплощения?

. Для актера это профессиональное умение. Когда ты живешь на сцене полтора часа другим человеком . не тратишь свое собственное время. Эти полтора часа тебе подарены, прибавлены к твоей собственной жизни. У танцовщиков все еще ²замороченнее⌡. А у танцора буто задача уже не играть облако, а стать облаком. Там другие формы погружения. Я смотрю на Кацуо Оно, которому сейчас 96 лет, . тело мальчика, время для него уже давно остановилось.
    Первые наши акции на Невском проспекте . буто-танцы. Тогда мы не имели никакой информации, нас просто ²повело⌡ в сторону буто. Это не только техника танца, а и ощущение времени, сцепление случайностей, магия, которая нас окружает. Мы стали проповедовать буто как жизненную философию. В ней искренность, естество работы на сцене, стремление к максимально свободным формам самовыражения. Все началось с книжки у Славы Полунина. Форма телодвижений, бандажи... Пошли бы мы другим путем . сколько бы ошибок наделали, столько бы времени ушло на поиски дороги.

. Чьи шаги проходит Антон Адасинский? Кем были ваши родители?

. Они были людьми, которые создали момент любви, результатом которого я стал. Как каждый ребенок является моментальным результатом любви. В тот день они исполнили самую главную свою функцию в жизни. Далее . неважно... К примеру, Лена Яровая, замечательная танцовщица театра ²Дерево⌡, . ительменка, редкая северная народность. Но у нее нет ни роду, ни племени, потому что всю свою жизнь вместе с отцом и с матерью они переезжали с места на место, пока не оказались в Питере. Обычная сухая биография человека. Она начала свою яркую горящую жизнь в Питере . важно ли, сколько сменили они мест и сколько мостов построил ее отец?

. Вернемся все же к славному прошлому. Как вы вдруг решились прийти к Полунину?

. Позже я думал о том, почему я приплелся тогда во Дворец молодежи, где не был никогда. Я был плохим комсомольцем и пионером, и, естественно, был оттуда выгнан. И вдруг пришел на фестиваль пантомимы. Я тогда и слова этого не понимал толком, но ощущал лишь какую-то ауру, силу этих людей. Зацепили какие-то фрагменты по телевизору.
    Смотрю, все заняты, носятся, а ты . бездельник. Молодые, в драных трико, худые: что-то организовывают, вешают, вбивают, происходит какая-то магия, а ты стоишь без дела. Может быть, ты и философ, что-то знаешь по жизни, но вот ребята работают, а ты ничего не делаешь.
    Захотелось бегать вместе с ними, снимать. Ну, бегай, снимай, говорят. Я ²упахался⌡ за неделю, снимал, печатал, никакого впечатления от того, что я чувствовал, мои снимки не передали, и я их выкинул. И сказал Славе Полунину, что нельзя снимать то, что он делает, потому что я все время оказываюсь на шаг сзади. А он мне и говорит: ²Мы как раз студию открываем для тех, кто много думает. Приходи, позанимаешься⌡.

. Как получилось с ²АВИА⌡, эти девушки, псевдоагитпроп, новые формы?

. Мне всегда было одному скучно на сцене. Я увидел для себя такое шоу: девушки в белых галстуках, коротких юбках, полные, лица нейтральные. не я один в черном пиджаке с трубой, а двадцать девушек. Пусть будет так. И я неожиданно объявил, что собираю студию. Буду делать свой театр.
    Я не представлял точно, что мы будем делать, но точно знал, что мы не будем делать драматический театр. Не будем заниматься пантомимой в телефонной будке и движением руки по невидимой стенке. Мы не будем петь хором и не будем заниматься в кругу домашним сатанизмом. А что будем делать?
    Вначале будем просто заниматься спортом. Надо приводить себя в порядок. Мы долго работали над телом, приводили в порядок инструмент, чтобы гнулись руки-ноги, чистили мозги усталостью, потом, спортом. Тело . просто инструмент на сцене. За полтора года мы этого добились. Я считаю, что проект мы остановили вовремя, хотя его можно было продавать до сих пор.

. Кстати, в одном из интервью вы сказали довольно странную вещь: остановились потому, что боялись превращения того, что вы делаете, в пропагандистскую машину. Что подразумевалось?

. Во время перестройки и гласности . делай что хочешь. Рядом люди реально поют про политику, громят все, что могут, а у нас . тонкая лирика. Ну а то, что мы показали ностальгический агитпроп двадцатых годов . ну и что.

. Вы хотите сказать, что это была эстетика, а не политика?

. Чистая эстетика. Если бы это была политика, то мы бы пошли в панк-рок и орали со сцены: ²Твой папа . фашист!⌡ Рок-н-ролл должен быть горячим и орущим. А у нас была холодная отточенная работа. Мы даже уже не влезали в рамки рок-клуба. Холодное точное шоу с прекрасным звуком, девушками, без воплей, без кишок.

. Каким же образом это могло быть связано с политикой?

. Ну а я сейчас? Я танцую в шемякинском ²Щелкунчике⌡ в Мариинском театре под руководством Валерия Гергиева. А люди не могут попасть: даже на бельэтаж билет не купить. И вот это . Адасинский из андеграунда, который голым играл на саксофоне посреди Невского проспекта. Вот как это на самом деле?
    Я год назад не мог и подумать просто подойти к начальнику города, а сейчас, входя в его кабинет в одной делегации с представителями банка, Михаилом Шемякиным, Валерием Гергиевым, я уже могу рассчитывать на внимание к моим проблемам. Да я делал в ²Дереве⌡ вещи гораздо . и физически, и душевно . сложнее, чем в Мариинском театре! Но разве на меня обращали внимание? И только сейчас я заработал те козырные карты, которые необходимы, чтобы двигать вперед свое дело.

. Трудно представить себе что-то более далекое друг от друга, чем театр ²Дерево⌡ периода увлечения японским танцем буто и политика.

. Но, с другой стороны, мы же все . политики. Культура . это же часть политики. Создание конкретного спектакля в определенный момент времени . это же тоже политический ход. Воздействие на публику вообще нагло по природе своей . они с этой стороны, а мы . с другой... А человек . он один. Он получает здесь по уху, там по башке, здесь по заду, там по коленке.

. Вы прожили четыре года в Праге, затем Амстердам, Флоренция, теперь . Дрезден. Чем обусловлен подобный маршрут театра ²Дерево⌡ по Европе? Вы путешествовали, искали учителей или были иные мотивы?

. Нет, просто нам встречался жизненный поворот, мелькал знак, дорога освещалась, и мы сворачивали с нашей дороги в новом направлении. Но это сказки, что там все просто. Приходилось решать огромное количество бытовых проблем: паспорта, машины, виды на жительство, налоги, инспекции и еще много всего подобного.

. Осенью Антону Адасинскому вручали ²Царскосельскую премию⌡, учрежденную десять лет назад академиком Лихачевым, Сергеем Курехиным, Александром Сокуровым. Вручали за вклад в русскую культуру... звучит?

. Классно. Наконец-то нас стали объединять. Порой я думаю с ужасом, что принцип разделения . это правильная стратегия. Легче уничтожить каждого по отдельности. Большое количество людей с огромным творческим потенциалом очень трудно ²ухайдакать⌡, а по отдельности можно ²притопить⌡ и группу художников ²Остров⌡, и группу ²Свои⌡, и театр ²Дерево⌡, и ²Пушкинскую, 10⌡.
    А соберись мы все вместе в одном доме под чьей-нибудь ²крышей⌡, и с нами было бы не справиться. Ведь многие места петербургской культуры просто исчезли. То же движение молодых студий, где оно? Слава Полунин хотел создать Академию дураков, в которой могли бы преподавать и Кирилл Черноземов, и Елена Маркова, и Лариса Мельникова. Не смог он этого ²пробить⌡. Здание в центре города, в котором открывали Академию дураков, прибрали к рукам другие люди.

. Как вы относитесь с существующим официальным планам празднования 300-летия Петербурга?

. Корабли, фейерверки, официоз... Я бы выбросил всю эту ненужную ²глянцевость⌡. Деревянные мишки и японский турист с матрешками. Пиротехника через всю Неву... Всего этого хватает и в Сиднее. А в 2003 году можно найти и деньги, и возможности, чтобы придумать что-то более оригинальное.

. Вы собираетесь придумывать свою версию празднования юбилея города?

. Я бы сделал маленькое, но точное ²сегодняшнее⌡ торжество с помощью тех людей андеграунда, которые еще живы, и тех молодых, которые появились за последнее время. Им же головы не поднять в Питере. Он просит два рубля, а ему говорят: ²Вы знаете, у нас все деньги ушли на подсветку левой пятки коня Петра Первого⌡. Показуха. Как была, так и осталась. Когда знаешь, как живет твой народ и твой город, то хочется работать. Здесь рождаются гениальные творческие люди. Я застал всплеск этой творческой энергии в начале девяностых годов. Раньше я этого не замечал, потом . уехал, но так было всегда. Если мне удастся собрать свой фестиваль ²Остров⌡, то вы всех их увидите . и старых, и новых.

Екатерина Ефремова
²Совершенно секретно - версия в Питере⌡: ≤6 от 17.02.2003


вернуться наверх


e-mail:[email protected]

Copyrights (c) 2003-2010. Все права защищены.
Копирование информации возможно только с согласия авторов.